«Газпром трансгаз Екатеринбург» намерен построить на Урале шесть новых мини-заводов сжиженного природного газа (СПГ) общей производительностью около 25 тонн в час. Как заявил генеральный директор компании Давид Гайдт, они должны появиться вблизи Каменска-Уральского и Нижнего Тагила (Свердловская область), Магнитогорска, Челябинска и Южноуральска (Челябинская область), а также в Кургане. Обсуждается создание аналогичного производства в Оренбургской области: сначала в рамках Оренбургского газоперерабатывающего завода, в перспективе — вблизи Орска.
Мини-заводы будут подобны пилотному, построенному на ГРС-4 под Екатеринбургом еще в 2010 году. Технология его работы отличается от традиционной: он берет природный газ из магистральной сети трубопроводов Газпрома и для его сжижения использует холод, получаемый на местной газораспределительной станции при снижении магистрального давления (снижение необходимо для передачи топлива в городские сети).
Сроки строительства пока не определены: предложение «Газпром трансгаз Екатеринбург» находится на утверждении в Газпроме. «На проектирование новых мощностей может уйти два-три года. Инвестиции — от 250 до 300 млн рублей на блок мощностью 3 — 5 тонн СПГ в час», — уточнил Давид Гайдт.
В компании рассчитывают, что 15 — 20% производимого СПГ будет использоваться для альтернативной газификации отдаленных населенных пунктов, куда тянуть газопровод экономически невыгодно. В Кургане на коммунальные нужды предполагается направлять 40% СПГ. За образец возьмут опыт Староуткинска (Свердловская область), куда газ доставляется с мини-завода специальным транспортом. Остальные объемы СПГ планируют продавать в качестве топлива для автомобильного и железнодорожного транспорта. На скорый переход муниципального транспорта на газ в компании уже не рассчитывают: не та ситуация в экономике. «Ставку делаем на частный бизнес, который активно включается в процесс перевода автомобилей на газ», — утверждает Давид Гайдт. Большие надежды возлагают на строящийся транспортно-логистический комплекс «Южноуральский»: идут переговоры по использованию СПГ для будущего парка грузовиков, на закрытие его потребностей может понадобиться до 250 — 300 тыс. тонн в год.
Второй крупный потенциальный потребитель — РЖД. Опытная эксплуатация газотурбовоза (локомотива, работающего на сжиженном газе) на Свердловской железной дороге закончилась успешно. По данным Давида Гайдта, к 2025 году на СвЖД должно работать на газе уже около 45 маневровых тепловозов и столько же газотурбовозов, чтобы закрыть неэлектрифицированное плечо дороги от станции Войновка в Тюменской области до Коротчаево в ЯНАО.
Однако для успешной реализации проекта есть ряд препятствий. Во-первых, для использования СПГ в коммунальном комплексе в муниципалитетах необходимо строить регазификаторы, и пока не понятно, возьмут ли эти расходы на себя местные власти. Во-вторых, распространению газомоторного топлива препятствуют серьезные проблемы — неразвитость инфраструктуры (АГНКС пока есть далеко не во всех субъектах РФ, а нужны они через каждые 200 — 300 км) и высокая стоимость авто (газомоторный автобус в полтора раза дороже дизельного).
|