ГлавнаяРегистрацияВход Технический надзор оборудования котлов
Четверг, 21.11.2024, 20:36
Форма входа
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поиск

Календарь
«  Март 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Главная » 2017 » Март » 20 » Надо ли Америке бояться российско-китайских отношений?
    08:23
    Надо ли Америке бояться российско-китайских отношений?
    Пекин и Москва хорошо взаимодействуют — пока
     
    Китай и Россия укрепляют двусторонние отношения в сфере безопасности, экономики и дипломатии, осложняя и без того взрывоопасную обстановку в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Многие аналитики видят в таком усиливающемся взаимодействии начало партнерства с целью дестабилизировать западный порядок и уменьшить возможности США по оказанию влияния на регион и его стратегический расклад сил. Однако сторонники таких доводов исходят из первенства материальных компонентов новой взаимной привязанности Пекина и Москвы, пренебрегая при этом значимостью исторических и нормативных элементов, влияющих на их отношения.
     
    На самом деле, представления о враждебности и агрессивности российско-китайской оси основаны на исторических и идеологических связях двух стран, которые часто дают о себе знать в России и Китае с их авторитарными методами государственного правления. Некоторым аналитикам этот жесткий стиль руководства кажется отражением взаимного недоверия России и Китая к Западу, а также их общего желания переписать правила, которые определяют существующий миропорядок.
     
    Эти пессимистические оценки как будто подтверждаются готовностью России и Китая применять силу или угрожать ее применением в целях отстаивания своих национальных интересов, а также бросить вызов существующему в этом и других регионах порядку. Действия России на Украине и Китая в Южно-Китайское море показывают предрасположенность двух стран к военным методам реализации своих давних территориальных притязаний. Согласно одной такой точке зрения, «Китай и Россия сегодня состязаются между собой, стремясь вооружить антидемократические и антиамериканские режимы в Латинской Америке. Не исключено, что они помогают в строительстве трансокеанского канала Никарагуа, которая может предоставить доступ к своим портам для российских и китайских боевых кораблей. Обе страны активно поддерживают врагов США в Сирии и Иране».
     
    Но несмотря на такие сходства и близость между Москвой и Пекином, есть основания полагать, что нынешнее состояние российско-китайских отношений является «браком по расчету». Хотя Путин и Си наладили прочные связи и теперь признают коренные интересы друг друга, они не в состоянии поднять двусторонние отношения до уровня альянса.
     
    В сфере дипломатии Россия и Китай очень часто демонстрируют общность интересов, используя свое право вето в Совете Безопасности ООН. За прошедшие 10 лет Китай воспользовался этим правом шесть раз, и всегда вместе с Москвой, которая за тот же период времени использовала вето 11 раз. Такая связка между Пекином и Москвой в последнее время проявилась в том, что с 2012 года две страны четыре раза накладывали вето на резолюции ООН по Сирии. Столь частое использование права вето рассматривается как вызов западному лидерству и как инструмент, помогающий замедлить темпы американского военного вмешательства на Ближнем Востоке.
     
    Однако, как отмечают Дэниэл Брумберг (Daniel Brumberg) и Стивен Хейдеманн (Steven Heydemann), эта негативно-ориентированная связь возникает из «противодействия универсальным нормам демократии, мировому регулированию и правам человека, которые отстаивает Запад и многосторонние институты, такие как Организация Объединенных Наций и Международный уголовный суд». Из-за такой позиции две страны проводят дипломатию в защиту «статус-кво и традиционных представлений о государственном суверенитете, что противоречит новым международным договоренностям, таким как «ответственность за защиту». Например, это находит свое отражение в настойчивых призывах Пекина соблюдать принцип «невмешательства», которые звучат на всем протяжении сирийского кризиса.
     
    В экономической сфере Китай и Россия сотрудничают по таким вопросам как создание новых коммерческих институтов, скажем, Азиатского банка инфраструктурных инвестиций и Нового банка развития БРИКС. Кроме того, две страны выработали общность позиций в вопросе создаваемого Китаем «экономического пояса Шелкового пути» и сформированного Россией «Евразийского экономического союза». У них начали формироваться готовность и желание координировать данные проекты с целью построения «общего экономического пространства».
     
    Соответственно, основной составляющей российско-китайского «брака по расчету» являются двусторонние экономические отношения. В 2011 году Китай стал крупнейшим торговым партнером России, и только за последние 12 месяцев китайские инвестиции в этой стране увеличились на 80%. В итоге объем годовой двусторонней торговли вырос до 100 миллиардов долларов. Самым примечательным достижением является соглашение о строительстве нефте- и газопровода стоимостью 400 миллиардов долларов, который свяжет сибирское нефтегазоконденсатное месторождение Чаяндинское с Китаем. В такой обстановке вполне возможно, что Китай хочет получить «транспортную страховку», предохраняясь от негативных последствий на случай будущих блокад в Южно-Китайское море.
     
    Китай и Россия также развивают сотрудничество в сфере безопасности, которое последние 40 лет находилось в состоянии спячки. Китай осуществляет масштабную программу закупки российской военной техники и оружия. Самым примечательным примером в этом отношении является недавний контракт на покупку самолетов компании «Сухой». Партнерство осуществляется также в виде совместных военных учений. Совсем недавно такие учения прошли в Японском море, и в них приняли участие 22 корабля, 20 самолетов и вертолетов, 40 бронированных машин и 500 морских пехотинцев.
     
    Шансов на официальный альянс мало
     
    При всем при этом отношения между Пекином и Москвой сталкиваются с многочисленными трудностями, которые препятствуют созданию официального альянса. Первая среди них это прочное представление россиян о том, что Китай по-прежнему создает угрозу их безопасности. Такая точка зрения формируется на основе исторического недоверия, но Россия с определенной тревогой смотрит на свою территориальную целостность в связи с усилившейся китайской миграцией, а также по причине того, что между двумя странами существует протяженная общая граница.
     
    В свою очередь, многие аналитики указывают на то, что Китай изначально видит в России неэффективного партнера по бизнесу. В этом смысле Китай полагает, что российские коммерческие законы неблагоприятны для его интересов, а поэтому мешают содержательному и масштабному экономическому сотрудничеству. Как отметил Бобо Ло (Bobo Lo), «китайцы считают русских трудными партнерами по бизнесу. Во-первых, они жалуются на то, что коммерческие связи зачастую попадают в зависимость от геополитической конъюнктуры. Кажется, что у них всегда есть какие-то скрытые мотивы». На самом деле, нельзя исключать, что такие законы являются результатом ксенофобии, усиливающейся в Российской Федерации, и необходимости реагировать на недовольство населения по поводу этнической миграции.
     
    Такие представления формируют общие концепции отношений с Западом. В этом смысле Россия с подозрением смотрит на долгую игру Китая, сомневаясь в том, что он реально видит в Западе врага, как это делает Москва, и что он является важнейшим партнером для достижения совместного успеха в будущем. Уступчивость Китая по отношению к Западу будет препятствовать его дальнейшему сближению с Россией, равно как и его превращению в «равного» Америке глобального лидера.
     
    Точно так же, хотя Россия укрепляет двусторонние отношения с Китаем, остаются без ответа вопросы по поводу азиатской политики Путина. Путин ни разу не был на Восточноазиатском саммите, а до введения европейских экономических санкций в качестве приоритета рассматривал сотрудничество с Европой, ставя Азию на второе место. Такая двусмысленность оставляет шанс на то, что будущий российский президент начнет исправлять отношения с Западом, и российско-китайская ось будет уже не нужна.
     
    На самом деле, попавшая в затруднительное положение российская нефтяная отрасль может вынудить Москву сдать назад в отношениях с Западом. Сегодня добыча нефти в России идет по нарастающей, составляя 10,8 миллиона баррелей в день. Но в следующие 20 лет она, согласно прогнозам, достигнет своего пика. В мире усиливается стремление к «зеленому» будущему, Китай может начать освоение собственных сланцевых месторождений, и это в своей совокупности может понизить значимость и ценность нефти. В итоге это приведет к тому, что России в интересах собственного экономического выживания придется обращаться за помощью к Западу.
     
    Если смотреть на ситуацию в таком ракурсе, то между Китаем и Россией мало общего в плане перспектив. Отношения между ними строятся на стремлении к достижению собственных, индивидуальных целей. Из-за этого США лучше развивать диалог как с Китаем, так и с Россией. Соединенные Штаты нуждаются в этих странах для решения многих неотложных мировых проблем. Для успеха ключевых международных инициатив, таких как ядерное нераспространение, инцидент со сбитым самолетом МН17 и кризис на Ближнем Востоке требуется партнерство России и Китая. Любой политический раскол в мире будет лишь затруднять решение этих важнейших проблем.
     
    Майкл Кларк (Michael Clarke), Энтони Рикетс (Anthony Ricketts)
    The National Interest, США
    Просмотров: 247 | Добавил: kingcingheck1987 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0

      Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz