UBR
Президенты России и Украины Владимир Путин и Виктор Янукович подписали в Москве соглашение об инвестициях России в украинскую экономику. Газпром снизил цену поставляемого газа, а полученный кредит поддержит стабильность экономики Украины. Ситуацию прокомментировал в интервью "Голосу России" польский политолог Матеуш Пискорский.
- Этого следовало ожидать с момента, когда Европейский Союз предложил Украине условия, которые были для нее невыполнимыми с финансовой и экономической точек зрения. Украина не рассматривалась ЕС как партнер, а только как потенциальный рынок сбыта, потенциальная территория для экономической колонизации, что противоречит принципам равноправного партнерства стран ЕС.
В настоящее время Украина переживает серьезный экономический кризис, свидетельство тому – цифры огромного государственного долга. Украинская экономика не может обойтись без внешних вливаний. Их можно было ожидать со стороны Евросоюза, но, как я уже отметил, ЕС поставил условия, которые нельзя было принимать. Это была символическая, а не реальная поддержка. Как вариант, Украина могла бы рассчитывать финансовые вливания через Международный валютный фонд, но это привело бы, скорее всего, к массовым беспорядкам из-за повышения цен, прежде всего, на электроэнергию, газ, которые влияют на уровень жизни и отражаются более чувствительно на незажиточной части украинского общества.
В случае принятия условий Международного валютного фонда последовали бы радикальные выступления не тех политиков, что сегодня на Майдане, а экономистов и социологов. Стоит напомнить, что Украина уже была вынуждена просить помощи у Китая. Во время обострения политического кризиса Янукович совершил визит в Поднебесную. Но китайцы не предложили Украине хороших условий для предоставления кредита. В связи с этим, несмотря на протесты оппозиции и политиков Европейского Союза, президент Янукович был вынужден начать реализовывать "дорожную карту", разработанную еще Азаровым, которая предполагает восстановление двусторонних связей и экономических отношений с Российской Федерацией. И Россия предложила Украине кредит и очень существенное понижение цен на поставляемый газ.
Можно сказать, свершилось то, что и ожидали. Предполагаю, это первый шаг на пути интеграции Украины со структурами зарождающегося союза ЕврАзЭС. В ближайшие месяцы, вероятно, будем наблюдать очередные проявления экономического и политического сближения Украины и России. Хочу напомнить, даже в не самые лучшие времена в отношениях Украины и России, экспорт украинских товаров в Россию составлял около тридцати процентов всего украинского экспорта. С самого начала было ясно - экономическое партнерство Украины и России не может прерваться.
- Каков во всей этой проблеме "польский интерес"? Ведь премьер-министр Дональд Туск предлагает сесть за круглый стол и обсудить ситуацию вокруг Украины и в целом польскую "восточную политику"...
- Думаю, господин премьер-министр заговорил о необычайно существенной вещи. Возможно, часть польской политической элиты поняла - без диалога с Россией невозможно проводить какую-либо восточную политику. Это касается и Польши, и Европейского Союза. Премьер Туск, как и представители Евросоюза (в частности, об этом говорила Кэтрин Эштон), пришли к выводу о необходимости диалога с Россией. Хочу надеяться, что дискуссия на тему польской политики по отношению к России будет рациональной, а предвзятое мнение уйдет в небытие. Хотелось бы, чтобы дебаты, которые предлагает премьер Туск, предполагали правильные выводы. Мы в Польше не будем придерживаться только той точки зрения, которую выражали бывший премьер Ярослав Качиньский и нынешний министр иностранных дел Радослав Сикорский.
Надеюсь, события на Украине станут импульсом для выработки реалистической восточной политики и Польши, и Евросоюза.
|