«Газпром» не исполняет поручение Владимира Путина и не выкупает у «Роснефтегаза» газовый актив, которым управляет, — ОАО «Камчатгазпром». Об этом председатель совета директоров «Роснефтегаза» Игорь Сечин сообщает в письме премьер-министру Дмитрию Медведеву (имеется в распоряжении «Известий»). По его словам, управляя «Камчатгазпромом», «Газпром» довел эту компанию до грани банкротства, закупая добытый газ по заниженной цене и задерживая платежи.
Сечин предлагает правительству закрыть сделку по цене, сформированной по итогам 2010 года (2,85 млрд рублей), а в случае неисполнения «Газпромом» распоряжения правительства — передать «Камчатгазпром» под управление независимому производителю газа — НОВАТЭКу или «Итере».
Напомним, что государственная компания «Роснефтегаз» — держатель госпакетов акций энергетических компаний, в том числе «Роснефти» и «Газпрома». На балансе «Роснефтегаза» находятся также 92,25% акций ОАО «Камчатгазпром». Это предприятие, обеспечивающее газом население и промышленных потребителей Камчатского региона, в том числе Петропавловск-Камчатский. При этом управляет «Камчатгазпромом» «Газпром», использующий его мощности для газификации Камчатского края.
В 2009 году «Роснефтегаз» убедил правительство Владимира Путина продать акции компании «Газпрому» по рыночной цене, определенной независимым оценщиком. Решение, оформленное распоряжением премьера в мае 2009 года, не было выполнено. Год спустя, в августе 2010 года, «Роснефтегаз» направляет в «Газпром» подписанный договор купили-продажи акций, но не получает ответа. Вопрос вновь выносится на уровень премьера, и в сентябре 2010 года Владимир Путин дает поручение ускорить заключение сделки по продаже «Камчатгазпрома» по согласованной с Росимуществом цене в 2,85 млрд рублей. Однако сделка по-прежнему игнорируется «Газпромом», который продолжает контролировать финансовые потоки «Камчатгазпрома».
По данным «Роснефтегаза», с 2010 года «Газпром» довел «Камчатгазпром» до грани банкротства. Этому способствовали закупки газа по заниженной цене, составляющей лишь около 30% от экономически обоснованной. С начала 2012 года «Газпром» вообще не платит за газ «Камчатгазпрома». По информации «Роснефтегаза», «Газпром» не платит и за использование активов «Камчатгазпрома», а также отказывается обсуждать изменение сроков погашения исторической задолженности. В результате убытки «Камчатгазпрома», составлявшие в 2010 году около 10 млн рублей, по итогам 2011 года превысили 110 млн рублей. Отчет за полугодие 2012 года компанией еще не опубликован, но, по данным «Роснефтегаза», с начала года убытки компании «кратно возросли». Ухудшение финансовых показателей «Камчатгазпрома» стало поводом для переоценки стоимости актива, на которой настаивает Росимущество. Снижение цены будет означать, что убытки, сформированные «Газпромом», придется оплачивать «Роснефтегазу».
Эта ситуация категорически не устраивает Игоря Сечина, который требует от правительства закрытия сделки по ранее оговоренной цене в 2,85 млрд рублей, подчеркивая, что с 2010 года все риски изменения цены должны лежать на «Газпроме».
«Роснефтегаз» и «Камчатгазпром» были недоступны для комментариев. «Газпром» также отказался комментировать ситуацию. Источник в одной из независимых газовых компаний сообщил, что вероятность передачи «Камчатгазпрома» под управление НОВАТЭКа или «Итеры» крайне мала. Вероятнее всего, таким образом Игорь Сечин просто хотел подтолкнуть «Газпром» к покупке проблемного актива.
Кроме нежелания «Газпрома» приобретать проблемный актив, закрыть сделку мешает и позиция Минэкономразвития. После подписания контракта, присланного из «Роснефтегаза» еще в 2010 году, сделка должна быть одобрена решением совета директоров «Газпрома». Представители государства в нем голосуют в соответствии с директивами правительства. Директива о покупке «Камчатгазпрома» согласована всеми ведомствами, кроме Минэкономразвития. В министерстве не смогли прокомментировать причины задержки.
Желание «Роснефтегаза» избавиться от проблемного актива вполне естественно, равно как и нежелание «Газпрома» его покупать, полагает аналитик Rus-Energy Михаил Крутихин. Максим Шеин из БКС полагает, что НОВАТЭК и «Итера» также не заинтересуются этим достаточно бесперспективным с коммерческой точки зрения активом.
|