Со 2 по 9 апреля на московских АЗС резко подорожало топливо: средняя цена дизельного топлива выросла на 15 коп. до 40,5 руб. за 1 л, бензина Аи-92 – на 10 коп. до 38,75 руб., Аи-95 – на 12 коп. до 41,96 руб., следует из данных Московской топливной ассоциации. Цены подняли все независимые и входящие в нефтяные компании сети АЗС, за исключением «Лукойла» и «Газпром нефти». Для сравнения: в предыдущие четыре недели топливо дорожало в основном на 1 коп. в неделю, максимум – на 5 коп. Всего ассоциация мониторит цены 12 сетей АЗС.
Розничные цены догоняют оптовые, объясняет аналитик «Атона» Александр Корнилов. Согласно данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи цены на нефтепродукты росли весь март, в начале апреля биржевая стоимость бензинов преодолела ценовые рекорды, которые были достигнуты в ноябре 2017 г. В результате с марта индекс биржи, рассчитывающий цены в европейской части России на бензин Аи-92, вырос на 10% до 44 615 руб. за 1 т, Аи-95 – на 11% до 46 594 руб., дизтоплива – на 4% до 43 564 руб.
Причин ускорившегося роста цен несколько: традиционные весенние ремонты на НПЗ, увеличение ставок акцизов на топливо с начала года, говорит Корнилов. Налоговая составляющая в конечной цене каждого проданного литра автомобильного топлива в России – около 65%, разъясняла ранее Федеральная антимонопольная служба (ФАС).
С ростом цен на нефть экспорт нефтепродуктов стал более выгодным для нефтяных компаний – происходит снижение интереса к внутреннему рынку, что находит отражение в ценах, продолжает Корнилов. В понедельник ФАС уже направила предупреждения «Сургутнефтегазу», ТАИФ и «Фортеинвесту» (получить комментарии их представителей не удалось). В марте они увеличили экспорт топлива, снизив поставки на внутренний рынок, это привело к «созданию дисбаланса спроса и предложения и оказало существенное влияние на увеличение цены товара».
Ряд независимых участников топливного рынка написали письма представителям властей, где обратили внимание на рост оптовых цен на нефтепродукты и предложили свои меры. Например, Совет по товарным рынкам (объединяет независимых участников топливного рынка) в письме премьер-министру Дмитрию Медведеву предложил поэтапную либерализацию розничных цен, повышение нормативов продаж автомобильного топлива на бирже до 50% от потребления (сейчас – не менее 10%), снижение ставок акцизов. Российский топливный союз в письме президенту Владимиру Путину указывал, что в сложной ситуации оказались независимые владельцы АЗС, вынужденные сдерживать цены на нефтепродукты в рознице, отчего маржинальность бизнеса снижается, сообщал «Интерфакс».
Чиновники не видят проблем на топливном рынке. Ситуация с ценами на бензин не является критичной, говорил на прошлой неделе министр энергетики Александр Новак. «Она мало чем отличается от ситуаций, которые наблюдались в предыдущие годы, в конце года рост будет примерно в рамках инфляции», – отмечал он.
Вице-премьер Аркадий Дворкович также считает, что причин для резкого роста цен нет. «Небольшие колебания могут быть, потому что мы повышали акцизы, это постепенно перекладывается», – заявил он. Замруководителя ФАС Анатолий Голомолзин 29 марта говорил, что служба не видит причин для того, чтобы оказывать влияние на биржевые и розничные цены на нефтепродукты (цитаты по «Интерфаксу»).
По мнению Корнилова, по итогам года рост бензиновых цен может оказаться немного выше инфляции. ЦБ прогнозирует инфляцию на 2018 г. на уровне 3–4%. В прошлом году рост цен на бензин почти в 3 раза превысил темпы инфляции – рост 7,3% при инфляции 2,5%. С начала года бензин в России подорожал на 0,5%, дизтопливо – на 1,2% (данные Росстата).
«Из-за скачка оптовых цен АЗС сейчас торгуют всеми видами топлива в убыток, поэтому рост розничных цен обоснован и темпы роста, вероятно, будут ускоряться», – указывает гендиректор агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов. По его мнению, по итогам 2018 г. рост розничных цен может снова значительно обогнать инфляцию.
Представители «Роснефти», «Лукойла», «Газпром нефти», ФАС не ответили на запросы «Ведомостей».
|