Когда ныне покойный Стив Джобс в 2010 году представил первый iPad, он признал, что у многих людей уже есть смартфон и ноутбук. «Найдется ли место посередине для третьего устройства?» — спросил тогдашний глава Apple. Его компания вначале ответила энергичным «да», что ускорило создание самой быстроразвивающейся категории продукции в истории высоких технологий. Но этот старый вопрос неожиданно приобрел новую актуальность, - пишет Wall Street Journal. Во вторник Apple заявила, что показатели продаж iPad, ставшего самым популярным планшетом на рынке, снижаются второй квартал подряд. Доходы от него сокращались в четырех из пяти последних кварталов, а новые данные указывают на то, что показатели продаж падают и у подражателей, которые поспешили поставить на рынок собственные планшетники. Такой спад указывает на то, что планшетники испытывают давление. Экраны у смартфонов увеличиваются, ноутбуки становятся тоньше и легче, и в этих условиях планшетные ПК начинают выглядеть менее привлекательно. Сейчас для многих пользователей они важны уже не так, как смартфоны. Кроме того, они не такие портативные. У них не так много рабочих функций и возможностей, как у ноутбука или у стационарного ПК. И хотя немало людей пользуются «таблеткой», чтобы смотреть видео или читать статьи, для многих пользователей планшетов сегодня это уже необязательное устройство. В большинстве случае «таблетки» — это «не необходимость, а пожелание», говорит Бен Томпсон (Ben Thompson), ведущий аналитический блог по информационным технологиям Stratechery. Многие из тех, кто хочет получить планшетник, уже имеют его, говорят бизнесмены и аналитики. Когда приходит время менять его, многие владельцы «таблеток» задумываются: а не потратить ли лучше деньги на новую модель смартфона или ноутбука? «Как и с любой новой категорией продукции, наступает некий момент насыщения, — говорит директор компании по производству микрочипов Intel Corp. Роб Дилайн (Rob DeLine), специализирующийся на ноутбуках и на других связанных с ними устройствах. — Сейчас много альтернативных компьютерных устройств, которые сражаются за умы и кошельки потребителей». Эта конкуренция заметна даже в собственной линейке продуктов Apple. В третьем квартале, который завершился в июне, продажи iPhone увеличились на 13%, Mac на 18%, а продажи iPad сократились на 9%. Но признаки спада начали появляться еще раньше. В мае аналитическая фирма IDC понизила свои прогнозы по мировым поставкам планшетников на 5,9%, обосновав это неуверенным спросом с начала года и «дополнительными вызовами рынка», которые могут возникнуть до его конца. IDC прогнозирует на текущий год 12-процентный рост поставок «таблеток», которому очень далеко до прошлогоднего показателя в 52%. Второй в мире производитель планшетов Samsung Electronics в последние недели также понизил свои ожидания по продажам «таблеток» из-за довольно слабого спроса. В начале месяца эта южнокорейская компания заявила, что из-за вялых продаж этих устройств она прогнозирует снижение прибыли по ним на 24% по сравнению с прошлым годом, объясняя это нежеланием потребителей покупать новые планшетники так же часто, как новые смартфоны. Что касается разных категорий «таблеток», то самые неопределенные перспективы у устройств с размером экрана по диагонали от семи до восьми дюймов. Считается, что новые смартфоны с большими экранами составят им серьезную конкуренцию. Microsoft заявила во вторник, что решила отказаться от разработки своего планшета Surface с уменьшенным экраном, к которой она приступила много месяцев назад. Причины компания объяснять не стала, как не стала говорить и о том, представит ли она когда-нибудь что-то похожее. Однако аналитики заявляют, что Microsoft трудно чем-то удивить переполненный планшетами рынок. Компания теряет деньги и на своем устройстве Surface. Производители «таблеток» опасаются, что их устройство заменят другие гаджеты, обладающие такими же функциями, подобно тому, как плееры iPod уступили место смартфонам, на которых тоже можно хранить музыку в цифровом формате. Многие аналитики считают эти опасения преувеличенными, особенно в связи с тем, что на некоторых рынках растет популярность планшетов с ограниченными возможностями, стоящих менее 100 долларов. Небольшие компании — многие из них работают в Китае — понижают цены на «таблетки», чтобы забрать долю рынка у известных марок. Самый дешевый iPad под названием Mini имеет минимальную цену 299 долларов, а последние версии 9,7-дюймового iPad стоят минимум 499 долларов. По оценкам IDC, средняя отпускная цена всех планшетов с операционной системой Android составляет сегодня 228 долларов. Операторы сотовой связи агрессивно продвигают дешевые планшеты Android. Во вторник Verizon Communications заявила, что во втором квартале она увеличила объемы продаж «таблеток» на 1,1 миллиона штук, благодаря в основном акции по продвижению планшета Ellipsis 7, который она отдает пользователям бесплатно при условии, что они подключат его к своему тарифному плану. Если операторы будут раздавать планшеты или продавать их с большой скидкой, «покупатель не пойдет в другой квартал в магазин Apple, чтобы потратить там 500 долларов», говорит аналитик UBS по вопросам телекоммуникаций Джон Ходулик (John Hodulik). Спад продаж iPad стал серьезной неудачей для этого продукта, у которого был один из самых успешных дебютов на рынке бытовой электроники, когда он первые несколько лет опережал даже iPhone. Рынок планшетов переполнился, поскольку другие игроки начали соперничать с iPad. У персональных компьютеров, которые пришли на рынок в заметных количествах в середине 1970-х годов, ушло примерно 40 лет на то, чтобы достичь показателя годовых продаж в 200 миллионов штук. Планшеты преодолели эту отметку менее чем за четыре года, достигнув в 2013 году показателя по продажам в 219 миллионов единиц. Но среди конкурирующих устройств продажи iPad компании Apple начали замедляться примерно год тому назад, поскольку нормой стали телефоны с увеличенными экранами, и на рынок хлынули более дешевые планшеты. Apple может усугубить положение на рынке своего устройства iPad Mini с экраном на 7,9 дюйма, расширив линейку продукции. Знающие люди говорят, что компания в текущем году готовится выпустить две новых модели iPhone с диагональю экрана 4,7 и 5.5 дюйма. Калифорнийская компания Cupertino заявляет, что с оптимизмом смотрит на перспективы iPad. Руководитель Apple Тим Кук на этой неделе заявил о высоких показателях удовлетворенности покупателей этим устройством, которое они используют для поиска в интернете и для электронных покупок. По его словам, у iPad появятся новшества в виде нового «железа», программного обеспечения и сервисов. «Эта сторона вопроса нас не беспокоит», — сказал во вторник Кук. Apple говорит о хороших перспективах продвижения iPad в корпоративном секторе. В попытке переломить существующие тенденции компания на прошлой неделе заключила партнерское соглашение с IBM, в рамках которого они намерены создать более 100 приложений для различных отраслей, включая розничную торговлю, здравоохранение, банковское дело, связь, транспорт и перевозки. IBM также будет продавать iPad своим клиентам. Но пока очень немногие компании меняют компьютеры на планшеты, не желая превращать их в стандартный инструмент для всех своих сотрудников. А покупатели не считают планшеты столь же важными для своей повседневной жизнедеятельности, как другие гаджеты. В ходе проведенного недавно интернет-опроса фирма Technalysis Research опросила около 1000 американских респондентов, которые пользуются разными устройствами для решения 22 задач, включая поиск в сети, работу в социальных сетях, отправку электронной почты и просмотр телепередач. Technalysis Research выяснила, что время использования «таблеток» составляет в среднем 11%, в то время как персональных компьютеров 37%, а смартфонов 26%. На вопрос о покупательских предпочтениях на предстоящий год эти респонденты на первое место в списке вероятных покупок поставили смартфоны. Планшеты оказались далеко не в первых рядах, отстав от многих товаров, включая телевизоры, ноутбуки и настольные ПК. «Те, кто хотел купить планшет в США, уже сделали это», — сказал Джефф Орр (Jeff Orr) из аналитической фирмы ABI Research. Покупатели в Китае, Индии и Южной Корее пока приобретают недостаточно новых планшетов, чтобы заполнить пробел. «У этих стран слишком большой выбор, чтобы заполнять потребительскую нишу планшетов. Наверное, это нереально».
|